Интервал между буквами (Кернинг):
Пополнение музейной коллекции, посвященной подвигу 33-й армии
23.06.2022
Владимир Георгиевич Кученев – ветеран Первой мировой войны, в которую командовал ротой в чине подпоручика. Кученев был награжден Георгиевским оружием за взятие его ротой в плен 331 австрийских солдат и офицеров. Важно, что в октябре 1915 года Владимир Георгиевич был контужен и взят в плен, где содержался вплоть до декабря 1917 года. В марте 1918 года Кученев медицинской комиссией был признан инвалидом. Два важных обстоятельства, сказавшихся на дальнейшей карьере: плен и инвалидность.
В декабре 1918 года Владимир Георгиевич добровольно вступил в Красную Армию. Воевал в Гражданскую командиром взвода. Далее продолжил службу в РККА. Окончил курсы "Выстрел". В основном занимал преподавательские и штабные должности, но в августе 1939 года Кученев был назначен командиром 785-го стрелкового полка, с которым участвовал в Советско-финской войне. С началом Великой Отечественной войны Владимир Георгиевич убыл на Западный фронт, вместе со своим полком участвовал в Смоленском сражении.
Затем полковник Кучинев был направлен в ПриВО и с 9 сентября 1941 года вступил во временное командование 338-й стрелковой дивизией, формировавшейся в городе Пенза. В ноябре она была выведена в резерв Ставки ВГК и переброшена на ст. Сергач, затем в декабре направлена на Западный фронт в 33-ю армию и участвовала с ней в битве за Москву, в Ржевско-Вяземской наступательной операции. В ходе последней дивизия вместе с другими соединениями армии прорвалась в тыл противника севернее города Юхнов и завязала упорные бои в районе Вязьмы. Попав в окружение в районе Мятлева, она продолжала вести тяжелые бои, стремясь вырваться и соединиться с основными силами фронта.
После выхода из окружения в июне 1942 года полковник Кучинев сформировал новую 338-ю стрелковую дивизию 2-го формирования, вошедшую затем в 43-ю армию Западного фронта. 9 июля её части совместно с 415-й и 17-й стрелковыми дивизиями этой же армии форсировали реки Угра в районе севернее Косая Гора и захватили плацдарм в районе с. Мосейниково, в дальнейшем вели бои по его удержанию. В марте 1943 года дивизия в составе 49-й армии участвовала в Ржевско-Вяземской наступательной операции. С августа она в составе 33-й армии участвовала в Смоленской, Спас-Деменской и Смоленско-Рославльской наступательных операциях. 20 сентября «за слабое руководство боевой деятельностью дивизии» отстранен от должности и зачислен в резерв Военного совета Западного фронта. В 1942 году вступил в ВКП(б).
9 декабря 1943 года допущен к командованию 212-й стрелковой дивизией. Воевал с ней в 10-й, затем в 61-й армиях на Западном, 1-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. Летом 1944 года дивизия в составе 9-го гвардейского стрелкового корпуса 61-й армии участвовала в Белорусской наступательной операции, прошла с боями от Городно до Кобрина. Наступая в исключительно трудных условиях лесистоболотистой местности, она форсировала реки Припять и Стырь и, стремительно преследуя отступающего противника, вышла юго-западнее и западнее города Пинск, содействуя другим соединениям армии в освобождении города. В ходе Люблин-Брестской наступательной операции дивизия участвовала в освобождении городов Дрогичин, Кобрин, Брест. Приказом по войскам 1-го Белорусского фронта от 8 августа 1944 года за эти бои полковник Кучинев был награждён орденом Красного Знамени. Руководимая им дивизия за овладение Кобрином была награждена орденом Красного Знамени, а за освобождение Бреста — орденом Суворова 2-й ст. Осенью дивизия в составе 80-го стрелкового корпуса участвовала в Рижской наступательной операции. За овладение городом Рига она была награждена орденом Кутузова 2-й ст. 27 ноября 1944 года по состоянию здоровья освобожден от должности и зачислен в резерв 1-го Прибалтийского фронта, затем с 6 апреля находился в резерве ГУК НКО и Военного совета 1-го Белорусского фронта.
За время войны комдив Кучинев был два раза персонально упомянут в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего.