Интервал между буквами (Кернинг):
Основательница первого музея в Вязьме
08.02.2023
В ходе вечера главный хранитель музея Юлия Витальевна Петрова напомнила всем собравшимся об основных этапах жизни Екатерины Николаевны Клетновой, деятельность и талант которой вызывает восхищение и впечатляет своей силой и разнообразием проявлений: археолог, этнограф, литератор, музейный деятель, переводчик, фотограф, педагог.
Екатерина Николаевна родилась 21 января 1869 года в Москве в семье вяземского уездного предводителя дворянства Николая Степановича Клетнова и дочери генерал-майора Екатерины Ивановны (урожд. Астафьевой). С самого раннего детства была связана со смоленской землёй: детские годы прошли в родительском имении Кочетово Вяземского уезда Смоленской губернии, здесь в домашних условиях она получила первоначальное образование. Отец привил ей интерес к естественным наукам. Благодаря матери изучила французский и немецкий языки, позднее – английский. В 1888 году появились в печати выполненные ею переводы драматических произведений, и в последующие годы она не оставляла работ над переводами пьес и оперных либретто (Г. Берлиоз «Троянцы в Карфагене», Ф. Коппе «Прохожий», А. Карнелиус «Любовь поэта», Р. Вагнер «Тангейзер» и др.).
1910 году Клетнова поступила в Московский археологический институт, где в 1914 году за дипломную работу была удостоена золотой медали.
К моменту окончания института Клетнова была уже хорошо известна как археолог, краевед, общественный деятель: активно участвовала в работе Смоленской губернской учёной архивной комиссии, проводила раскопки в Смоленске на Смядыни, к 100-летию Отечественной войны 1812 года опубликовала работы «Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда» и «Село Семлёво в 1812 году».
В марте 1911 года Екатерина Александровна избрана председателем городского комитета по увековечению памяти Отечественной войны. Комитет разработал программу праздника, одной из главных его задач было широкое и подробное обследование и собирание вещественных письменных и устных памятников, относящихся к войне, в том числе установление мест захоронения, братских и одиночных. При участии комитета в 1912 г. были установлены памятники, сохранившиеся в Вязьме и сейчас.
В 1912 году в часовне Богородицкой церкви стараниями Екатерины Александровны был открыт первый музей в Вязьме.
Оценивая вклад Е. Н. Клетновой в археологическое изучение Смоленщины, нельзя не сказать о ее большой педагогической и организационной деятельности. При непосредственном участии Екатерины Николаевны было создано Смоленское археологическое общество, где она председательствовала, и начал выходить журнал «Смоленская Новь», где она напечатала ряд статей по археологии и краеведению. В последние годы Е.Н. Клетнова работала в университете, читала курсы бытовой археологии, истории материальной культуры, краеведения.
Продолжалась и исследовательская работа. Она собирала материал по народной ботанике, о вяземских некрополях, изучала народную вышивку. В 1924 г. вышла ее работа «Символика народных украс Смоленского края». Этот труд - один из первых, посвященных семантике русской вышивки, при этом до сих пор он не потерял своего значения.
Исследовательница ввела в научный оборот более 30 типов смоленской народной вышивки, подметив ее характерные особенности: инкрустированность узора, повторяемость одинаковых фигур.
В продолжение вечера Юлия Витальевна поведала о том, как сохраняется память о выдающейся землячке в нашем музее, какие раритеты, связанные с ее именем, находятся в экспозиции музея, а также подставила гостям предметы, поступившими в фонды историко-краеведческого музея в минувшем году.