Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

  • Главная
  • Новости
  • Тематическая экскурсия "Портрет артиста в экспозиции музея"
Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

                                                             

Новости

Тематическая экскурсия "Портрет артиста в экспозиции музея"

31.10.2020

Родной город Анатолия Папанова Вязьма, под Смоленском. Именно здесь, в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской 31 октября 1922 года родился Анатолий Папанов. Отец мальчика был кадровым военным, мама работала в ателье по пошиву платьев и женских шляпок.

Толик очень любил своих родителей, особенно тянулся к отцу, и во всем ему подражал. Дмитрий Папанов обладал отличными актерскими данными, посещал театральную самодеятельность в гарнизоне, руководила которой актриса Лучезарская. Она была бывшей актрисой в императорском театре, и женой тогдашнего командира гарнизона в Вязьме. Старшего Папанова часто задействовали в любительских постановках, а он приводил своего сына и дочь, когда по сценарию нужно было присутствие детей.

В 1930-м Папановы поселились в Москве, где им выделили квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отправили в школу, однако никакого интереса к учебе у мальчика не было. После школы Папанов нашел себе работу литейщика в заводской ремонтной мастерской, а по вечерам посещал театральную студию на заводе «Каучук».

Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра им. Вахтангова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником.

Однажды друг Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодежи. Папанов был не уверен в своих силах, но согласился. Приемная комиссия рассмотрела в нем актерские задатки, и дала ему добро. Анатолий достаточно быстро освоился, стал одним из ведущих артистов, и мечтал о карьере артиста.

Очень скоро о мечтах пришлось забыть, потому что началась война. Буквально с первых дней Папанов ушел на фронт. В его памяти на всю жизнь остались воспоминания о той ужасной войне, о том, как в одном из боев полегла почти вся рота, а его спасло какое-то чудо. Под Харьковом он получил тяжелое ранение, ему ампутировали два пальца на ноге, дали третью группу и комиссовали.

Однако Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он объездил бесчисленное количество фронтовых госпиталей. Своими выступлениями артисты старались поддержать боевых товарищей, они читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, и получали за это шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту – стать артистом.

Он приехал в ГИТИС, когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Дебютной работой Папанова в кино стала лента «Ленин в Октябре», которая вышла до войны. Через два года после этого артист засветился в картине «Подкидыш». По настоящему раскрыться таланту Папанова удалось гораздо позже, спустя несколько десятков лет, когда он получил приглашение на съемки фильмов «Приходите завтра…», «Человек идет за солнцем», «Яблоко раздора».

В 1963-м Папанову позвонил режиссер Александр Столпер, который набирал артистов для съемок ленты «Живые и мертвые». Он предложил Анатолию роль генерала Федора Серпилина, но Папанов настолько сомневался в своих силах, что наотрез отказывался от этой работы.

Настойчивость режиссера победила, и буквально на следующий день после проката всем стало понятно, что он не прогадал. Папанов получил всесоюзную известность, лента побила все рекорды просмотров, количество зрителей, посетивших кинотеатры, перевалило за сорок один миллион. Фотография артиста в образе Серпилина красовалась на обложке «Советского экрана» и на почтовой марке, выпущенной в 1966 году. Эта работа получила приз Первого всесоюзного кинофестиваля, как лучшая мужская роль.

У режиссеров как будто открылись глаза, и они начали наперебой предлагать Папанову роли в своих фильмах. По приглашению Эльдара Рязанова Анатолий Папанов попал в комедию «Берегись автомобиля», где его партнерами стали блистательные советские актеры.

Потом были съемки в «Белорусском вокзале», «12 стульях» и «Джентльменах удачи», в которых очень ярко и сильно проявился и драматический и комический талант артиста. Картина «Холодное лето пятьдесят третьего…», показала всем силу драматический талант Анатолия Папанова. Его герой – политический ссыльный Копалыч, пришелся по душе не только зрителям, но и придирчивым критикам.

Помнят Анатолия Папанова и как мастера озвучивания. Его голос звучал в самых любимых советских мультиках – «Ну, погоди!», «Паровозик из Ромашкова», «Рикки-Тикки-Тави», «Золотой мальчик».

Анатолий Папанов ушел из жизни резко и внезапно. Это случилось 5 августа 1987-го. Местом вечного упокоения артиста стало Новодевичье кладбище.

Назад

Администрация Смоленской области

 

Культурное наследие земли Смоленской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________

При музее работает

сувенирный киоск,

в котором вы можете приобрести

Вяземский пряник, вяземскую стёку,

льняные изделия, книги, буклеты,

открытки, колокольчики, тарелки,

магниты, значки

и др. сувениры

с символикой Вязьмы

______________________________________

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вяземский историко-краеведческий музей» (МБУК "ВИКМ")

Тел.: +7 (48131) 4-13-16
E-mail: vzm_ikm@mail.ru

ПЕРЕД ЗВОНКОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПОРЯДКОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (нажмите сюда)

____________________

_________________________

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

МБУК ВИКМ

13 декабря в 16.00

состоится открытие

выставки Виктора

Красильникова

"...Думаю думу свою..."

 

.ул. Ленина, 1/2

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вяземский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика < /span>

Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, пл. Советская, д.3.
Телефон: 8 (48131) 4-13-16
E-mail: vzm_ikm@mail.ru