Интервал между буквами (Кернинг):
Открытие выставки "Путешествие в прошлое: Вяземский уезд"
05.03.2022
На выставке представлены народный костюм, фотографии и предметы городского и сельского быта рубежа XIX-XX вв., а также современные живописные работы, на которых запечатлены природа, памятники истории и культуры Вязьмы и района. Среди авторов полотен – известные вяземские художники Чайка, Жегловы, Г.А. Улыбин, московские художники Чернышевы и другие.
Особое внимание обращают на себя образцы крестьянского костюма Вяземского уезда рубежа XIX-XX вв. Символичным кажется то, что выставка проходит в стенах музея-заповедника «Хмелита», ведь именно усадьба, как впрочем и город, были местом соприкосновения традиционного крестьянского мира с миром другим, гораздо более быстро меняющимся.
В комплексе женского крестьянского костюма определяющим предметом был косоклинный сарафан. Косоклинный сарафан крестьянки Вяземского уезда - в основном, темно-синего (в отдельных случаях – черного) цвета чаще грубой ткани, тяжелый, длинный, с прямоугольным вырезом и обычно неширокими лямками. Сарафан имеет трапециевидный силуэт, в его крое обязательно наличие косых боковых клиньев. Подол, лямки, а иногда и ложный распах (срединный шов) украшены позументными, атласными, цветными ситцевыми лентами, тесьмой, шнуром. Ложный распах зачастую декорирован и покупными пуговицами. Косоклинный глухой сарафан принято относить к самым архаичным формам женской одежды – он бытовал уже в период Московской Руси.
Женские рубахи Вяземского уезда отличаются друг от друга формой рукава и ластовицы, шириной горловины, а главное – «украсами» – т.е. украшением ткачеством и вышивкой, нашивками. Основную орнаментальную нагрузку в рубахе несет оплечье, также украшена обшивка горловины, рукавов, подола. Вышитый и тканый узоры на рубеже XIX-ХХ вв. носили как символический, так и чисто декоративный характер (цветочный и растительный орнамент). Основным материалом для рубахи служил домотканый холст, иногда использовались фабричные ткани.
«Стан» рубахи – и цельной, и составной («с подставой») обычно состоит из трех полотнищ холста. Горловина сильно сосборена и плотно облегает шею. «Полики» (вставки на плечах) широкие и прямые пришиты к стану по утку. Рукава имеют два варианта: либо заужены книзу, либо прямые и сосборены. Зачастую присутствует ластовица – вставка под мышками, изредка цветная.
Головные уборы крестьянок Вяземского уезда представлены на выставке повойниками из хлопчатобумажной и более дорогих видов ткани (шелк, атлас, парча), иногда декорированными бисером или кистями шерстяной нити, а также налобными повязками, или налобниками, обильно украшенными бисером и бусинами.
Дополняют комплекс женского крестьянского костюма тканые пояса – «рябушки».
В начале ХХ в. вследствие серьезного влияния близости Москвы, массового отхода крестьян на заработки в столицы традиционный женский крестьянский костюм с сарафаном постепенно начинает вытесняться городским типом одежды – юбкой и кофтой.
Комплекс мужской крестьянской одежды представлен рубахой-косовороткой, портами и поясом-рябушкой. Основным материалом для изготовления мужской рубахи, также как и женской, служил льняной домотканый холст. Традиционными местами декорирования мужской крестьянской рубахи были ворот, подол и рукава на запястье. Порты также изготавливались из льняной ткани. Порты состояли из двух полос ткани шириной до 45 см., сложенных пополам по долевой нити и соединяющей их мотни – полосы ткани, сложенной вдвое по уточной нити. На талии порты удерживались продернутым в кулиску гашником – крученым шнуром или тесьмой.
На выставке также можно увидеть тканые и вышитые образцы украшений одежды и крестьянских бытовых предметов конца XIX-начала ХХ вв., в основном, споротые со старых предметов.
Представленные на совместной выставке экспонаты собраны в территориальных границах Вяземского и частично соседних с ним районов и датированы рубежом XIX-ХХ вв. Подробные экспликации к выставке написаны главным хранителем музея-заповедника Ириной Петровной Гамула.
Посетителей выставки, среди которых были краеведы, художники и музейные работники с ее открытием поздравили руководители учреждений, принявших участие в совместном проекте – директор музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» Надежда Викторовна Кулакова и директор Вяземского историко-краеведческого музея Ольга Еркешевна Селявина. После приветственных слов экскурсию для гостей музея-заповедника «Хмелита» по выставке и главным залам дворца провела главный хранитель Ирина Петровна Гамула.
Выставка продолжит свою работу до 30 апреля 2022 г.
Ю.Петрова,
главный хранитель МБУК "ВИКМ".