Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

                                                             

Новости

Открытие выставки "Путешествие в прошлое: Вяземский уезд"

05.03.2022

На выставке представлены народный костюм, фотографии и предметы городского и сельского быта рубежа XIX-XX вв., а также современные живописные работы, на которых запечатлены природа, памятники истории и культуры Вязьмы и района. Среди авторов полотен – известные вяземские художники Чайка, Жегловы, Г.А. Улыбин, московские художники Чернышевы и другие.

Особое внимание обращают на себя образцы крестьянского костюма Вяземского уезда рубежа XIX-XX вв. Символичным кажется то, что  выставка проходит в стенах музея-заповедника «Хмелита», ведь именно усадьба, как впрочем и город, были местом соприкосновения традиционного крестьянского мира с миром другим, гораздо более быстро меняющимся.

В комплексе женского крестьянского костюма определяющим предметом был косоклинный сарафан. Косоклинный сарафан крестьянки Вяземского уезда - в основном, темно-синего (в отдельных случаях – черного) цвета чаще грубой ткани, тяжелый, длинный, с прямоугольным вырезом и обычно неширокими лямками. Сарафан имеет трапециевидный силуэт, в его крое обязательно наличие косых боковых клиньев. Подол, лямки, а иногда и ложный распах (срединный шов)  украшены позументными, атласными, цветными ситцевыми лентами, тесьмой, шнуром. Ложный распах зачастую декорирован и покупными пуговицами. Косоклинный глухой сарафан принято относить к самым архаичным формам женской одежды – он бытовал уже в период Московской Руси.

Женские рубахи Вяземского уезда отличаются друг от друга формой рукава и ластовицы, шириной горловины, а главное – «украсами» – т.е. украшением ткачеством и вышивкой, нашивками. Основную орнаментальную нагрузку в рубахе несет оплечье, также украшена обшивка горловины, рукавов, подола. Вышитый и тканый узоры на рубеже XIX-ХХ вв. носили как символический, так и чисто декоративный характер (цветочный и растительный орнамент). Основным материалом для рубахи служил домотканый холст, иногда использовались фабричные ткани.

«Стан» рубахи – и цельной, и составной («с подставой») обычно состоит из трех полотнищ холста. Горловина сильно сосборена и плотно облегает шею. «Полики» (вставки на плечах) широкие и прямые пришиты  к стану по утку. Рукава имеют  два варианта: либо заужены книзу, либо прямые и сосборены. Зачастую присутствует ластовица – вставка под мышками, изредка цветная.

Головные уборы крестьянок Вяземского уезда представлены на выставке повойниками из хлопчатобумажной и более дорогих видов ткани (шелк, атлас, парча), иногда декорированными бисером или кистями шерстяной нити, а также налобными повязками, или налобниками, обильно украшенными бисером и бусинами.

Дополняют комплекс женского крестьянского костюма тканые пояса – «рябушки».

В начале ХХ в. вследствие серьезного влияния близости Москвы, массового отхода крестьян на заработки в столицы традиционный женский крестьянский костюм с сарафаном постепенно начинает вытесняться городским типом одежды – юбкой и кофтой.

Комплекс мужской крестьянской одежды представлен рубахой-косовороткой, портами и поясом-рябушкой. Основным материалом для изготовления мужской рубахи, также как и женской, служил льняной домотканый холст. Традиционными местами декорирования мужской крестьянской рубахи были ворот, подол и рукава на запястье. Порты также изготавливались из льняной ткани. Порты состояли из двух полос ткани шириной до 45 см., сложенных пополам по долевой нити и соединяющей их мотни – полосы ткани, сложенной вдвое по уточной нити. На талии порты удерживались продернутым в кулиску гашником – крученым шнуром или тесьмой.

На выставке также можно увидеть тканые и вышитые образцы украшений одежды и крестьянских бытовых предметов конца XIX-начала ХХ вв., в основном, споротые со старых предметов.

Представленные на совместной выставке экспонаты собраны в территориальных границах  Вяземского и частично соседних с ним районов и датированы рубежом XIX-ХХ вв. Подробные экспликации к выставке написаны главным хранителем музея-заповедника Ириной Петровной Гамула.

Посетителей выставки, среди которых были краеведы, художники и  музейные работники с ее открытием поздравили руководители учреждений, принявших участие в совместном проекте – директор музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита» Надежда Викторовна Кулакова и директор Вяземского историко-краеведческого музея Ольга Еркешевна Селявина. После приветственных слов экскурсию для гостей музея-заповедника «Хмелита» по выставке и главным залам дворца провела главный хранитель Ирина Петровна Гамула.

Выставка продолжит свою работу до 30 апреля 2022 г. 

Ю.Петрова,

главный хранитель МБУК "ВИКМ".

 

 

 

Назад

Администрация Смоленской области

 

Культурное наследие земли Смоленской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________

При музее работает

сувенирный киоск,

в котором вы можете приобрести

Вяземский пряник, вяземскую стёку,

льняные изделия, книги, буклеты,

открытки, колокольчики, тарелки,

магниты, значки

и др. сувениры

с символикой Вязьмы

______________________________________

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вяземский историко-краеведческий музей» (МБУК "ВИКМ")

Тел.: +7 (48131) 4-13-16
E-mail: vzm_ikm@mail.ru

ПЕРЕД ЗВОНКОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПОРЯДКОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (нажмите сюда)

____________________

_________________________

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

МБУК ВИКМ

13 декабря в 16.00

состоится открытие

выставки Виктора

Красильникова

"...Думаю думу свою..."

 

.ул. Ленина, 1/2

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Вяземский историко-краеведческий музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика < /span>

Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215110, Смоленская обл., г. Вязьма, пл. Советская, д.3.
Телефон: 8 (48131) 4-13-16
E-mail: vzm_ikm@mail.ru