Интервал между буквами (Кернинг):
Музейный интерактивный урок «Литературовед, педагог, личность»,посвященный 135-летию со дня рождения М.А. Рыбниковой
24.02.2020
Мария Александровна Рыбникова работала преподавателем 1-й женской гимназии девять лет, потом вся ее педагогическая и научная деятельность была связана с Москвой, она составляла первые программы по литературе для советской школы, разрабатывала методику ее преподавания.
Человека такого светлого ума и высоких устремлений вязьмичи не имеют права забывать, тем более что основы ее новаторской педагогической деятельности были заложены в вяземский период. Они актуальны и сегодня.
Родилась Мария Александровна в семье служащего на станции Александровка Рязано-Уральской железной дороги 20 февраля 1885 г. Детские годы прожила у родственников матери в небольшом купеческом имении Горбово, расположенном в Гжатском уезде Смоленской губернии. В книге «Горбовская хроника по архиву семьи Щукиных» (1919) Рыбникова описала историю этого рода. Эта книга хранится в Вяземском историко-краеведческом музее.
В 1903 году Мария Александровна окончила Мариинское училище, где проявились ее выдающие способности по гуманитарным дисциплинам. Вскоре поступила на историко-философский факультет Московских высших женских курсов.
В 1909 году, получив на этих курсах по всем предметам, кроме французского, высший бал, Мария Александровна Рыбникова, стала преподавателем Вяземской 1-ой женской гимназии, где преподавала девять лет. Здесь в Вязьме она начала реализовывать свою новую систему преподавания, суть которой состоит в привлечении учеников к исследованию смысла слова. Мария Александровна называла это «зажечь огонек внутри фонаря». Этой цели подчинены все внеклассные занятия, прежде всего литературные собрания. Для них заранее определялась тема, писались доклады несколькими учениками, а за два дня до собрания с работой одного из написавших доклад (кого – назначал руководитель) знакомились остальные писавшие, и готовились на собрании возражать…
В Вязьме же формируется круг научных интересов Рыбниковой как методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Опытом своей работы она поделилась в многочисленных работах в вяземский период.
Сразу после Октябрьской революции М.А. Рыбникова стала глашатаем перестройки преподавания, восприняв революцию как акт раскрепощения школы и учителя. Вооруженная опытом и яркими идеями из Вязьмы она переехала в Малаховскую школу-интернат, где руководила школой с 1918 по 1923 годы.
Наибольшей ее удачей в литературе (не в методике) является книга «По вопросам композиции» (1924) – сборник статей о поэтике Толстого, Чехова, Тургенева, Пушкина.
С 1924 г. М.А. Рыбникова преподает в разных учебных заведениях Москвы. Она ведет колоссальную научную работу. Ее педагогическое и литературно-методическое наследие обширно. В 1958 году были изданы «Избранные труды» М.А. Рыбниковой. В 1985 году к ее 100-летию они переизданы. Главным наследием М.А. Рыбниковой по методике стала книга «Очерки по методике литературного чтения». Первый раз вышла в 1941 году, затем трижды переиздавалась.
Удивительно, но Рыбникова еще и признанный иллюстратор, уже после смерти. Она умерла в 1942 году в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбурге) в возрасте 57 лет. В 1959 г. Госиздатом было выпущено альбомного типа издание «Слово о полку Игореве», в который вошло 13 графических листов Рыбниковой. Потом дважды (1960, 1975) проходили выставки её работ.
Иллюстрации из альбома «Слова о полку Игореве» (1959) школьники и учитель истории СШ №1 Р.С. Игнатова рассматривали с удовольствием. И с особым азартом присутствующие разгадывали загадки из знаменитой книги М.А. Рыбниковой «Загадки» (1932) – самого солидного издания загадок в стране (3500 шт.).